Из монастырских стен – в великое искусство
В начале декабря в Староладожском Никольском мужском монастыре прошли ежегодные «Максимовские чтения», посвященные культурному наследию, созданному художником-передвижником XIX века Василием Максимовичем Максимовым.
Будущий академик живописи родился в 1844 году в деревне Лопино в крестьянской семье. В шестилетнем возрасте Василий пошел в монастырскую школу для крестьянских детей, созданную в стенах Староладожского Никольского мужского монастыря. Духовное воспитание во многом определило и направление творчества мастера.
В Петербурге несколько лет он учился в иконописных мастерских, после чего поступил вольнослушателем в Императорскую академию художеств. Золотую медаль и звание классного художника молодой мастер получил за картину «Больное дитя», уехал в Тверскую губернию и все свое творчество посвятил изображению простого народа. Кстати, освоив академический курс за три года, он решительно отказался от конкурса, сулившего заграничную поездку. Говорил, что хочет сначала изучить Россию, бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя.
Теплые отношения с обителью сохранились у художника на протяжении всей жизни, он передал туда часть своей библиотеки, общался с насельниками. А свое последнее пристанище великий мастер нашел неподалеку, на в деревне Чернавино, напротив Старой Ладоги.
Три года назад игумен Филарет (Пряшников) и председатель правления Санкт-Петербургского союза художников Андрей Базанов решили в день кончины художника (1 декабря), проводить посвященную ему конференцию.
В этом году чтения собрали немало педагогов, издателей, работников музеев и библиотек, студентов и молодых специалистов. После Божественной литургии в актовом зале имени святого Александра Невского с приветствиями выступили Андрей Базанов и игумен Филарет. Прозвучали выступления искусствоведов, посвященные работам художника и его творчеству в контексте эпохи. Доклады представили заслуженный работник культуры России Лидия Конова, кандидат искусствоведения, доцент СПб ГХПА имени А.Л.Штиглица Руслан Бахтияров, доктор искусствоведения ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея Сергей Кривонденченков, руководитель отдела Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина Константин Бекетов.
На выставке в конференц-зале были представлены пленэрные работы преподавателей Академии, а также иностранных художников, участников международного пленэра, проходившего в прошлом году в Старой Ладоге.
Собравшиеся на конференции почтили память Василия Максимова, посетив место его захоронения, у стен Благовещенского придела церкви Святого Василия Кесарийского.
«Максимовские чтения» становятся еще одной доброй традицией, основанной СПбСХ. Развитие интереса к подвижнической жизни и художественному наследию мастера напрямую связано с эстетическим и нравственным воспитанием нового поколения. Ведь без продолжения традиций русской реалистической живописи и обращения к истории невозможно полноценное развитие искусства сегодня, а соответственно, и общества, для которого это искусство предназначено.