Выставка Владимира Фомина — ‘При свете дня’
Приглашаем на открытие выставки
ВЛАДИМИРА ФОМИНА
«При свете дня »
25 мая в 18.00
Выставочный зал «1 Этаж» Санкт-Петербургского Союза художников
Каждый художник проживает свой путь в искусстве. Бывает, что с раннего возраста прорастает неодолимое желание быть живописцем и, ведомый настойчивой мыслью, подрастающий человек выстраивает свою творческую траекторию. Иногда дорога к делу всей жизни прокладывается постепенно, издалека, вьется окружным путем. Так произошло и с Владимиром Ильичом Фоминым, родившимся в 1940 году в Хабаровске и успешно окончившим в 1967 году Томский университет им. В. В. Куйбышева по специальности «Почвоведение и агрохимия». Учебу в университете Владимир Фомин совмещает с занятиями живописью в изостудии при Доме ученых в мастерской старейшей художницы, выпускницы ВХУТЕМАСа, члена Союза художников России В. И. Котовой. Крепло желание овладеть ремеслом художника, сделать его своей профессией. Именно поэтому Владимир Фомин, уже дипломированный специалист, снова становится студентом, поступив в Красноярское художественное училище им. В. И. Сурикова.
Позднее два человека сыграют значительную роль в образовании Владимира Ильича. В течение ряда лет он будет работать в мастерской члена-корреспондента Академии художеств СССР, профессора Красноярского художественного института А. М. Знака и художника В. Д. Короткова. Это не было случайным, проходным эпизодом в судьбе Владимира Фомина. Художники оказали большое влияние, приучая к тщательному анализу написанных этюдов, самостоятельному поиску ошибок, обязательному разбору композиции, внимательному наблюдению за освещением в природе. Это было время споров и постоянных размышлений об искусстве, время высказывания бескомпромиссных суждений. Ему повезло с учителями, умными и чуткими профессионалами, которые поддержали в творческом становлении. Их требовательность помогла начинающему художнику окончательно определить свой путь в искусстве и поверить в свои силы. Благодарность и признательность за те незабываемые годы своим красноярским учителям В. Фомин сохранит на всю жизнь.
Обратившись к искусству достаточно взрослым человеком, сделав осознанный выбор, В. Фомин отдает предпочтение пейзажному жанру, причем конкретной его ветви — природному ландшафту — открытой книге природы. Художник внимателен к выбору мотива, часто выбирает внешне непритязательные места, которые многие просто не замечают, считая обыденными и прозаическими, одним словом, недостойными внимания. Владимир Ильич в малом и частном видит гармонию природы, ее нерушимую целостность и совершенство. Хороши многочисленные этюды В. И. Фомина, написанные в низовьях Амура, в лимане. Они показывают могучую силу великой реки, раздвинувшей сопки. Владимир Фомин такой — какой есть: никогда не пользуется чужими живописными манерами, избегает суетливой занимательности, не прибегает к театрализации или надуманной стилизации. Его художественное кредо сформировалось еще в 1970-е годы: читая образ природы, говорить только от своего имени и доверять своему видению.
Творчество В. И. Фомина принадлежит к тому поколению, детство которого прошло в голодные послевоенные годы. Многие из событий, связанных с военной темой, конечно, лежат вне его личного опыта, но были пережиты «очами души» и обогатились интонациями духовной сопричастности к минувшему. Для художника важна подлинность собственного понимания события, его эмоционального переживания. Художник предлагает свою версию исторической реальности тем, кто избежал драматических тягот войны, создает авторское художественное пространство, наполненное его личным опытом и искренностью чувств. С 70-х годов прошлого века разворачивается и долгие годы живет в творчестве Владимира Ильича деревенская тема. В картине «Русское поле» (2010) живописец с щемящей грустью пишет заброшенное, зарастающее бурьяном крестьянское поле, скорбя об угасающей русской деревне, как о потере кормильца. Владимир Ильич один из ветеранов возрождения Дальневосточного казачества. Тема казачества отражена в работах Фомина. Много пейзажей и портретов пограничников созданы в поездках на пограничные заставы. В. Фомин открыто говорит о любви к России, ее прошлому и настоящему. Кисти Владимира Ильича принадлежат портреты известных дальневосточников: Г. Е. Рослякова (1991), В. П. Сысоева (1996) и Н. П. Крадина (1998). Оглядываясь назад, мысленно сопоставляя выполненные в разные годы произведения мастера, убеждаешься в том, что за сорок с лишним лет творческой деятельности им создана панорама запоминающихся образов.
Владимир Ильич Фомин активно участвует в художественных выставках различного уровня с 1972 г. Член Союза художников России с 1996 г. Его работы находятся в дальневосточных музеях и в коллекциях зарубежных стран . Материалы о творчестве В.И.Фомина публиковались в газете «Художник России», журналах «Аргументы времени», «Дальний Восток» №6, 2011г. В 2004г. в г. Лейпциге, Германия вышел «Всемирный лексикон художников» (Всеобщая энциклопедия художников), где Академией художеств РФ помещена статья о художнике под редакцией кандидата искусствоведения Н.М. Белоглазовой.