Петербург. Кто мы?
Размышления на выставке
В мае-июне 2023 года во всех залах Союза Художников на Большой Морской развернулась выставка с интригующим названием, которое призывает нас показать и осмыслить, чем наш город, которому исполнилось 320 лет, является сегодня, Тем более, что на заседании Совета глав государств СНГ он объявлен культурной столицей Содружества независимых государств. Это вызвано необходимостью укреплять международные связи, учитывая современную политическую реальность.
Поэтому Творческим сектором и Правлением Союза художников было принято решение об организации выставки «Петербург. Кто мы?». Знак вопроса подразумевался и в плакате выставки, где «лицо» человека разделено пополам на свет и тень. Таким образом, зрителю, посетителю выставки предлагалось самому искать ответы на вопрос, что — в духе последних трёх десятилетий, весьма проблемных и противоречивых.
Первое впечатление, когда попадаешь на выставку, — насыщенность её разного рода материалом, который умело скомпонован и размещён на трёх этажах выставочного пространства. В современных условиях быстрой смены выставок и экспозиций (эта громадная выставка длилась всего 12 дней! Экспозиция, начиная с завоза работ, осуществлялась всего в 2-3 дня!). Сотни работ разных видов искусства необходимо было разместить таким образом, чтобы у зрителя не закружилась голова, и не утратилось общее впечатление. В выставке участвовали все 11 секций Союза. Представлены были живописные полотна разной тематики, величины, исполненные в разных манерах, и в реалистической, и в экспрессивно-условной. Также и графика, и скульптура отличались особенностями пластического языка, индивидуальной манерой, не говоря уже о керамике, фарфоре, тканях, стекле, о театральном и фото-искусстве, о монументальных проектах, иконах, и других видах творчества, которые художники показали в залах нашего Союза.
Конечно же, не обошлось без образов отцов-основателей Северной столицы. В главном зале в небеса устремлён сухопарый Пётр, которого благословляет вынырнувший из других времён Ангел Александрийского столпа (полотно А.С. Кривоноса «Призраки Петербурга»). А на противоположной стене – картина Ф.В. Федюнина «Мелодии прошлых лет», где мы как бы спустились с небес, и рассматривает нашу реальность: омытый дождями проспект, привычная нам толпа вышедших из метро людей под зонтами и в капюшонах, с рюкзаками на плечах, которые краем уха слушают знакомые мелодии уличного оркестра. Внимательный глаз заметит художника, прошедшего мимо (может быть – скрытый автопортрет). Нет, он не просто прошёл. Он заметил, запомнил, мысленно зарисовал эту скромную, обыденную сценку, которая, возможно, останется в памяти потомков и будет мила как сценки в картинах Пряничникова или Перова.
Особенностью Петербурга является то, что настоящее перевито с прошлым. Мы невольно рефлексируем, оборачиваясь то в сторону Пушкина, то Достоевского, то Блока. И, конечно же, эти образы есть. Есть и Мусоргский, и Дягилев, и Чайковский, и прочие наши бессмертные герои. Но особенность данной выставки – во внимании к петербуржцам, к себе. Вот небольшая скульптурка Н.М. Скрипкиной «Гололёд»: женщина «растянулась», весело и задорно, и мы, вспоминая, быть может, такую же неприятность, улыбнёмся, и кого-то простим. Или шуточная композиция А.Н. Фёдорова «Золотой век» искусства»: на золочёном фоне — человек в противогазе. Или автопортрет в медицинской маске Н.М. Натаревич («Пандемия»).
Автопортретов на выставке много. Они все разные и по материалу, и по стилистике. Автопортрет Ю.Н. Васильева «В лисьей шапке» — виртуозно-реалистичный. Автопортрет Ю.В. Вальцефер «Золотой ключик» загадочно-поэтичен. Художница себя представила как волшебную фею Природы. Так же автопортрет Н.В. Дьяковой с кистями в виде креста, с золотым корабликом и синею птицей мечты на заднем плане. Вообще, для петербуржцев характерным остаётся обожествление искусства и профессии художника как такового. На плакате «Кто мы?» Коваленко В.Н. в вопросительный знак вписаны кисточки, которые как бы хотят сказать, что художники решают, каждый по-своему, этот вопрос.
Тема автопортрета была предложена организаторами как одна из ведущих. И действительно, она получилась одной из главных тем. Интереснейшая работа на выставке — инсталляция Б.А. Рабенко «Кто мы? Семья». Это композиция, где сквозная деревянная «ширма» как бы представляет Космос, в котором – светила и звёзды, Богородица и Христос, разрозненные серп и молот (настоящий молоток), где бытовые образы и предметы словно бы взвешены в пространстве, но удерживаются мыслью художника, высказанной и написанной рядом с портретами его родных:
«Не прерывайте связь времён!
Она даёт нам жизни силы.
Пусть будет путь детьми продлён,
Ушедших помним образ милый».
Конечно, до такого философского пафоса дотягивают не все работы, но есть вещи очень серьёзные и глобальные. К таким я отношу скульптурную композицию С.Ю. Овсянникова «Мёртвая вода», но только назвала бы её «Живая вода», потому что её смысл в том, что мертвенно-серые каменные блоки, увенчанные зловещей пирамидой с глазом, стремятся зажать прекрасную, светящуюся фигуру девушки-России, сделанную из прозрачного сплава, и явно символизирующую воду живого ручья.
На выставке представлено множество превосходных живописных и графических пейзажей с видами Петербурга. Сам по себе город графичен, и он породил нашу превосходную ленинградско-петербургскую графику, традиции которой живут и составляют славу нашего искусства. Как и наш замечательный фарфор Императорского (бывшего Ломоносовского) завода. Фарфоровые сервизы, вазы, пейзажные блюда и пласты Н.Е.Троицкой, Т.В.Афанасьевой изысканно-графичны. Помимо искусного, артистичного рисунка, они умело используют драгоценную поверхность фарфора. Это искусство так же известно и любимо, как петербурско-ленинградский балет.
На галерее большого выставочного зала представлены работы монументалистов. Это – храмовое искусство, росписи, мозаики, витражи в современных интерьерах. Отдельно можно выделить проекты росписей брандмауэров В.И. Аноповой, которые художницей были созданы для городских конкурсов, получали призовые места, однако не были осуществлены. Это жаль, потому что наш город мог бы приобрести ещё одну замечательную особенность. Вопрос остаётся открытым. Мы имеем мастеров, способных украсить самые неприглядные зоны старой застройки, превратив их в любимые уголки.
Выставка «Кто мы?» поставила перед нами вопрос, и художники попытались на него, каждый по-своему, ответить. Это – вопрос к городу, к стране, к коллегам-профессионалам, и к самому себе.
Маргарита Дмитриевна Изотова,
Заслуженный деятель РФ, Председатель секции Критики и искусствоведения СПбСХ