Десять тихих+
Приглашаем вас на выставку
группы петербургских художников-графиков
«Десять тихих+»
Открытие состоится 10.03.2020 в 16:30 в выставочном зале «1 Этаж» Санкт-Петербургского Союза художников
по адресу: Санкт-Петербург, Большая Морская, 38
«ТИХИЕ»
«Десять тихих+» — группа петербургских художников-графиков, основанная в 1998 году по инициативе Ирины Черновой-Дяткиной. Члены группы: Надежда Андреева, Никита Андреев, Валентин Блинов, Елизавета Васенина-Прохорова, Алексей Гавричков, Наталья Гадалина (искусствовед), Ольга Гурина, Николай Домашенко, Сергей Есипов, Александр Кобяк, Геннадий Корнилов (керамист и рисовальщик), Леонид Кульшаров, Галина Лавренко, Александр Мажуга, Павел Пичугин, Ксения Почтенная, Сергей Прушинский, Леонид Строганов, Людмила Уральская, Людмила Эскараева. На выставках группы экспонировались также произведения Л.А. Сергеевой и А.С. Смирнова (посмертно). Девиз группы — латинское изречение «Ab ovo».
Выставки:
1998 — «Десять тихих» (Музей городской скульптуры);
1999 — «10+» (Выставочный зал «Невограф»); 2000 — «Тихая музыка» (Государственная академическая капелла);
2001 — «Прогулки к Пушкину» (Всероссийский музей А. С. Пушкина);
2004 — «Путешествие в Кронштадт»;
2006 — «Тихая эротика» (Каретный корпус Елагиноостровского дворца);
2008 — «Десять лет «Десяти тихим+» (Выставочный зал Московского района);
2012 — «Тихие в Вологде» — Вологодская государственная картинная галерея;
2013 — «Рождественская выставка» (библиотека на
2015 — Выставка в городской галерее г. Кириши;
2020 — Выставка в Выставочном центре «Эрмитаж – Выборг»
Мы закончили разные учебные заведения, работаем или работали в разных вузах или школах, бывает, годами не встречаемся. Мы даже не очень близко знаем друг друга. Но все-таки объединились, стали одной группой.
Инициатором была Ира Чернова-Дяткина, яркая индивидуальность и в творчестве, и в обыденной жизни. Она вовсе не была «душечкой», «душой компании», так что иногда с ней бывало трудно общаться – то щедрая на похвалу, то вдруг обидчивая и колючая. Но именно она почувствовала необходимость единения, именно она предложила первоначальный состав группы. Некоторых из нас ее выбор озадачивал: почему именно этого художника, а не другого она пригласила в группу, ведь мы «дети из разных песочниц». Сейчас, спустя годы после возникновения группы, трудно сказать, как именно – осознанно или интуитивно – собирала Ира нас в одну «песочницу», но ясно, что в этой, казалось бы, случайности, есть особый смысл. Мы, небольшая группа, стали представителями многих художников (и не только художников), которым чужды такие средства раскрутки, как скандал, эпатаж, которым чуждо стремление к моде. Такую позицию Иры и всех остальных участников группы заметил и, может быть, лучше нас самих вербализировал Л.В. Мочалов в своей статье о «Тихих»: «Их сплотило прежде всего несогласие. Несогласие с провоцируемой артбизнесом агрессией самоутверждения и рыночными гонками, сопровождаемыми крикливо-пошлой рекламой. Несогласие с методологией дешевого эпатажа и эстетическим беспределом дилетантизма. <…> То есть возникновение группы “10 тихих +” — естественная, никем и ничем не инспирированная реакция на нынешнюю — будем откровенны — кризисную социокультурную ситуацию. Собственно, слово “тихое” (в понятиях, характеризующих графику и живопись, по терминологии 1970-х годов) всегда было синонимом искусства неофициального и — соответственно — молчаливо оппозиционного по отношению к господствующей конъюнктуре. Можно сказать, “тихость” — эвфемизм, прикрывающий внеконъюнктурную, “самостийную” суть культуры.» [Лев Мочалов. Внучатые племянники “Мира искусства”. // Нева, 1999, № 8. Сс. 236-240.]
В буклете первой выставки группы «Десять тихих+» (1998 г.) Ира Чернова-Дяткина написала: «В начале века были «дикие». В семидесятых годах бытовал такой искусствоведческий термин – «тихая графики» — это по отношению к несоциальной (то есть хорошей!)графике. А еще, тоже уже давно, в шестидесятых, сказал один известный поэт: «Тишины хочу, тишины!..» (эх, не знал он нынешней телерекламы). Мы вполне можем быть солидарны и первыми, и со вторыми, и с третьим, — мы как раз все это каким-то образом умудрились соединить. Все-таки уже в конце века живем».
Среди членов нашей небольшой группы пятеро уже не нарисуют автопортрет. Первым внезапно, неожиданно ушел Сергей Есипов. Потом не стало Алексея Алексеевича Гавричкова, доктора наук, художника и архитектора, чей элегантный спортивный облик никак не предвещал, что мы будем говорить о нем в прошедшем времени. Затем мы даже не успели проститься с инициатором создания группы — Ирой Черновой-Дяткиной. Нет и Лени Кульшарова. Ушла – не от нас, а в иной мир Надя Андреева. Среди всех членов группы «Десять тихих +» она, может быть, была самой «тихой» — улыбчивая, приветливая, совсем не склонная к эпатажу, скандалу и прочим PR-технологиям. Она была художником-графиком, а еще делала добрых, веселых кукол. Чтобы сотворить лошадку, которая и согреет, и вывезет, надо обладать настоящей художнической фантазией, которая соединит разнообразные фактуры, цвета, силуэт настолько, что обо всем этом и забываешь. Вот только дети и взрослые тянутся к этой лошадке – кто поиграть, кто сфотографироваться…
Видно, быть «тихим», хранящим все отклики на наше время в себе, — опасное для жизни занятие…
И тем не менее, мы живем. После ухода Иры и отъезда во Францию нашего «штатного искусствоведа» Наташи Гадалиной (вышла замуж, дай ей Бог счастья), лидером нашей группы, ее мотором стал Заслуженный художник РФ Николай Домашенко. Большой мастер эстампа, замечательный педагог, эталон художественного вкуса и тонкого чувства юмора – все эти слова вполне подходили бы для его характеристики, если бы не их громкая пафосность, а ведь он – «тихий».
Выставка будет проходить с 10 марта по 22 марта 2020 года
Время работы выставочных залов – с 12:00 до 19:00 час. (выходной – понедельник)