Санкт-Петербургский Союз художников

Санкт-Петербургский Союз художников

 

Там где Восток встречается с Западом

  2011.10.25 - 2011.11.6
Изображение для новости «Там где Восток встречается с Западом»

25 октября 2011 года в 18.00 в Малом зале Выставочном Центре Санкт-Петербургского Союза художников открывается фотовыставка о ходе реставрации фресок Замковой часовни в Люблине.
 

Костёл св. Троицы в Люблине, повсеместно называемый замковой часовней, является одним из ценнейших памятников средневекового искусства Польши и Европы, местом, где встретились два культурных христианских круга: латинского Запада и византийского Востока.
 

Часовня в готическом стиле, которая в исторических документах определялась как  сapella regia, была сооружена в ХIV веке и с восточной стороны прилегала к королевскому замку, построенному в это же время. В 1418 году внутренние помещения часовни были украшены сохранившимися до наших времен фресками, выполненными русскими мастерами. Инициатором росписей был великий литовский князь и польский король Владислав Ягелло, который славился своей привязанностью к традициям и искусству восточного христианства.
 

Люблинский замок и часовня Св. Троицы были свидетелями больших исторических событий. В 1386 г. здесь короновался Владислав Ягелло, а в 1569 между Литвой и Польшей был подписан договор  - Люблинская уния.
 

В XVII в. по причине непрерывных войн, которые вела Польша со Швецией и украинским казачеством, королевская резиденция пришла в упадок. К счастью, часовня Св. Троицы сохранилась. В начале XIX в. на месте разрушенного замка была возведена неоготическая постройка, в которой расположилась тюрьма. Фрески в часовне были покрыты толстым слоем известковой штукатурки.
 

В 1899 г. художник Юзеф Смолиньски открыл росписи и с тех пор началась длительная и сложная их реставрация, продолжавшаяся с перерывами до 1997 г. На выставке будут представлены фотографии о ходе реставрации уникального объекта.
 

По архитектурному стилю люблинскую часовню можно отнести к довольно распространенному в Европе типу двухъярусного костела с квадратным нефом и замкнутым пресбитерием. Неф верхнего яруса был покрыт звёздным сводом, опёртым на мощном восьмигранном столбе (символический столп небесный).
 

Сохранился фрагмент надписи на церковно-славянском языке, благодаря которой можно точно определить дату выполнения полихромной росписи. Работы были окончены в день Св. Лаврентия (10 августа) 1418 года и выполнены «рукой Андреевой». Стилистические черты и художественное мастерство указывают на связь с тверской и новгородской школами стенной живописи, а также на влияние галицко-волынской или киевской школ росписи.
 

Несмотря на разницу в художественном мастерстве, стенная роспись в люблинской замковой часовне внутренне едина – это целостный гармонический ансамбль, соединивший византийскую живопись с готической архитектурой римско-католического костела. Полихромия росписей радует богатством цвета, разнообразием орнаментики, волнует возвышенной красотой композиции и припоминает нам короля, который подарил Люблину ценный культурный памятник мирного сосуществования двух великих христианских традиций, основанных на принципах толерантности и взаимоуважения.

Выставка в Союзе художников продлится с 25 октября по 6 ноября. Выставочные залы работают ежедневно с 12.00 до 19.00 (понедельник – выходной).

Прямая трансляция открытия выставки.


Тэги:
Выставки