Санкт-Петербургский Союз художников

Санкт-Петербургский Союз художников

 

Вильнер Виктор Семенович

Заслуженный художник России, член-корреспондент Академии художеств.
 
Родился в 1925 г. в Петербурге. В 1941 г. поступил в Ленинградское художественное училище, учебу в котором прервала блокада. Служил в армии, был на фронте. После демобилизации продолжил учебу и в 1950 г. окончил живописное отделение училища по классу Евгении Марковны Магарил, ученицы Малевича, где получил представление об искусстве авангарда. Затем последовали годы занятия живописью, книжной графикой, преподаванием.
 
С 1960-х гг. Виктор Семенович Вильнер стал серьезно заниматься литографией. Переступив порог ленинградской экспериментальной литографской мастерской в 1967 г., он остался там на тринадцать лет. В то время в мастерской складывались свои традиции связанные с развитием декоративности в цветном эстампе. Вильнер с самого начала работы использовал иной пластический язык в изготовлении литографии, рисовал кистью на камне или цинковой пластине. Постепенно художник стал использовать самый неожиданный материал (мрамор, пластик, металл), сочинял рецепты, позволяющие сохранить свежесть красочной поверхности. Эстампы, напечатанные новым способом, даже специалисты с трудом отличают от классической литографии.
 
Творчество Вильнера и в 1960-е, и сейчас остается синонимом независимого искусства. Графическую культуру Петербурга последней трети ХХ века невозможно представить без творчества художника, вслед за великими предшественниками воплотившего новый образ города Петра. Город стал главной и, по сути, единственной темой в творчестве мастера. Не случайно первые значительные успехи в цветной литографии также были связаны с посвященной Ленинграду многолистовой серией «Дни нашей жизни».
 
Вильнер оказался одним из наиболее последовательных авторов, стремившихся овладеть духом города, проникнуть в его мифологию, наполненную образами из произведений Пушкина, Гоголя, Достоевского, Белого. Циклы импровизаций на темы и по мотивам «Шинели», «Носа», «Пиковой дамы», «Преступления и наказания» в интерпретации художника так же внутренне завершены и органичны, как и открыты для прочтения с любой строки.
 
В сочетании реалистического и фантасмагорического петербургская мистика Вильнера опирается на романтическую гофманиаду. А любовь к историческим и культурным параллелям и пересечениям, обращение к классическим образцам, использование литературного поля как цитатного пространства позволяет говорить о постмодернистском мышлении, свойственном Вильнеру и определившем основные параметры его искусства.
 
Вильнер никогда не был официально признанным мастером. Но одновременно художник был любим в обеих столицах, в Прибалтике и за рубежом. Его работы хранятся в крупнейших собраниях мира: Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Дрезденской галереи, Метрополитен Музея (Нью-Йорк), Национальной галереи (Вашингтон), в эстампных собраниях национальных библиотек и многих других.
 
По материалам статьи Натальи Козыревой «Парадоксы Виктора Вильнера».