Санкт-Петербургский Союз художников

Санкт-Петербургский Союз художников

 

Задеенюк Эдуард Борисович

Главным в любом виде искусств является профессиональное мастерство художника. Оно как бы молчаливо, но безусловно предполагается в каждом, выносящем на суд зрителей свои труды. Так вот — достижению этого, якобы само-собой разумеющегося, качества безусловного мастерства (а иначе и не стоит род людской будоражить бездарной и пошлой отсебятиной) — и были посвящены многие десятилетия моей личной, частной жизни.
 
Родился я в марте 1938 г. на Украине в Кировоградской области. В 1955 г. окончил среднюю школу, а в 1960 г. — Одесский электротехнический институт связи, Военную Академию связи, а затем в течении почти 30 лет служи в Вооруженных силах СССР.
 
К счастью, львиная доля этого времени протекла в стенах Военной Академии связи им. С.М. Буденого и Ленинградского высшего инженерного училища связи — на разных, вплоть до преподавательских, должностях — среди людей в высшей степени интеллектуальных и профессионально одаренных; не говоря уже о том, что жизнь шла в одной из величайших культурных столиц мира.
 
Изобразительным искусством я начал заниматься «с молодых ногтей». Незаурядная художественная и музыкальная одаренность моего отца, дружившего с лучшими художниками г. Кировограда Б.М. Винтенко и В.А. Фёдоровым, способствовали моей увлеченности рисованием.
 
Впоследствии первым и единственным моим учителем рисования и живописи стал Заслуженный художник Украины Б.М. Винтенко — тончайший мастер, изумительная личность, подлинные масштабы которой уже признаны и увековечены в родном городе. Его советами я пользовался всю жизнь.
 
В юные годы выставлялся на республиканских выставках художественного творчества в Киеве, а в 1951 г. стал лауреатом второй премии Всесоюзной выставки юных художников в Москве. Затем — многократно на выставках самодеятельного искусства в г. Ленинграде и, наконец, вот уже в течении 35 лет принимаю участие в постоянной выставочной деятельности Санкт-Петербургского Союза художников России. Член союза художников с 1994. Живопись для меня органична, как воздух, которым дышу. 
 
В силу отсутствия профессионального художественного образования в системе средних и высших учебных заведений, наверстывать упущенное приходилось жадно, лихорадочно, в сущности, одержимо... Практически в режиме полного отсутствия свободных вечеров, праздников, отпусков, санаториев и прочего. Все бытовое оценивалось сквозь призму полезности живописи.
 
К счастью, моему творческому росту очень благоприятствовала замечательная творческая среда мне подобных по судьбе офицеров-художников Ленинградского Военного округа, совершенствовавшихся в народной студии Дома офицеров.
 
Там я постоянно ощущал отеческое шефство над студийцами таких крупных мастеров кисти, как Народный художник СССР Ю. Непринцев, Народных художников России А. Левитина и Ю. Подлясского, Академика В. Ветрогонского, Заслуженного художника России И. Каляскина и др. и пользовался их указаниями и советами. Кроме того, всегда можно было обратиться к бесценным мировым художественным ценностям Эрмитажа, Русского музея, Третьяковки и картинных галерей тех городов, где приходилось бывать по воле судьбы.
Так, в результате непрерывного изучения натуры-природы, культурного наследия предыдущих поколений русских мастеров, анализа произведений современной живописи, постепенно выработались и окончательно сложились принципы собственного творчества — такие как, например, предельно возможная насыщенность каждого произведения смысловым материалом, законченность, бережливое отношение к любой детали, несущей в себе красоту, глубина чувства, лиризм, социальность...
 
В октябре 2010 г. в Выставочном центре Санкт-Петербургского союза художников прошла первая персональная выставка под девизом «Живопись мыслью», на которой было представлено 150 живописных работ — от этюдов и пейзажей, до портретов и композиций, снискавшая положительные отзывы и постоянный поток посетителей.
 
Через несколько лет намереваюсь провести еще одну выставку изобразительных произведений, а также продолжать участие в постоянной выставочной деятельности Союза художников.
 
Немало моих работ находится в частных собраниях разных стран заграницы, в Санкт-Петербургском художественном Фонде, однако, сие нисколько не является предметом моего тщеславия. Прежде всего художник должен быть кровно необходим своей собственной стране.
 
Главным смыслом жизни считаю постоянное, оптимистическое пребывание в творческом состоянии. Осуществление этого было бы невозможно без любви, понимания и поддержки со стороны друга — жены Екатерины Борисовны, безвременно ушедшей из жизни дочери Наталии и талантливой внучки Миланы — кандидата технических наук и поэтессе, которая, несомненно, внесет еще и свою лепту в копилку и эпоху жизни. 
 
Из других видов искусства тяготею к поэтическому Слову. В 2005 г. был издан издательством «Ъ» художественно-поэтический сборник «Живопись мыслью» за моим авторством, но благодаря шефскому покровительству Командования Военной Академии связи. Сборник включает в себя почти сто репродукций моих картин и столько же стихотворных форм.
 
Ода живописи
Всё — докука, всё — помеха,
Всё — обуза и пустяк.
Только живопись утеха,
Только с ней ты — холостяк,
Дух и статуя Свободы,
Облик божий, червь и краб,
Биозеркало природы
И души движений раб.
Что — богатство! Что — элита!
Что их банки и дома!
Все алмазы — на палитре,
Вся героика ума
В вечных поисках гармоний
И связующих их бурь,
Где царят огни бегоний
И берлинская лазурь...
И в тишайшем этом царстве
Вместо рёва Бытия
Ты один — верховный мастер
И единственный судья.
Что творцу для жизни надо
В этом лучшем из миров?
Лишь нечаянная радость
Да ответная любовь;
Солнце яркое да краски,
Да — корпенья ремесло,
Да Поэзии — пегаски
Лебединое крыло.
Что — богатства! Что — элита!
Что их банки и дома!?
Все алмазы — на палитре.
Вся героика ума —
В вечном поиске гармоний
И связующих их бурь
В стороне от церемоний
Королей и помпадурш,
О которых время трётся
И пылит от их затей...
Если б не воспел их Моцарт
И не написал Ван-Дейк, —
И следа бы не осталось
Их обличий и одежд...
Лишь истории — зеркальность
Да раздробленность надежд...
Пусть науки цифрам учат,
Змий «прогресса» плюет яд...
Живопись — предельный случай
Осмысленья бытия
Через образы и время,
Через Дух и плоть, и кровь.
Всеохватность — Её Тема,
Ко всему — Её любовь.
От наук любой Шаляпин,
Каждый Пушкин — от искусств
Перед ней снимают шляпу,
Как — божественницей чувств.
...Всё — докука, всё — помеха,
Всё — обуза и пустяк.
Только живопись утеха,
Только с ней ты — холостяк,
Меж науками — посредник,
Средь растений — кипарис
И поклонник муз соседних
И любовник всех актрис.

6 июля 2016 г. Э.Задеенюк